«Содействие развитию малого и среднего бизнеса зеленых технологий Кыргызской Республики»

Инициатор и основной исполнитель: http://unison.kg/">Юнисон Групп

При финансовой поддержкеGIZ Содействие устойчивому экономичскому развитию

Описание: Общей целью проекта являлось повышение информированности по вопросам внедрения зеленых технологий для развития малого и среднего бизнеса Кыргызской Республики. Для этого, проектом было предусмотрено комплексное сочетание мер для продвижения зеленых технологий в Кыргызстане, для решения следующих задач:

  • Организация Форума "Зеленая экономика" в городе Бишкек с участием около 100 представителей заинтересованных сторон и бизнеса, с организацией стади-тура на объекты с применением лучших технологий ресурсосбережения,
  • Проведение 15 тренингов для представителей малого и среднего бизнеса в Ошской, Нарынской и Джалалабадской областях по вопросам внедрения зеленых технологий.

Результаты:

  • принятие 1 итоговой резолюции участников форума Зеленого Экономического Форума, с фиксированием общего мнения участников и направления дальнейшего сотрудничества,
  • 124 участника Зеленого Экономического Форума "Содействие переходу Кыргызской Республики к зеленой экономике" - представителей государственных структур, международных организаций, бизнес ассоциаций и ОГО из Нарынской и Ошской областях,
  • 1 стади-тур для 26 участников Зеленого Экономического Форума из регионов с демонстрацией внедренных зеленых технологий,
  • 15 тренингов в 3–х пилотных областях: Ошской, Нарынской и Джалалабадской,
  • 1 дополнительный тренинг для молодежи, по запросу местных активистов в Нарынской области, Кочкорский район, с.Кара-Тоо,
  • 468 участников тренингов, из которых 348 представителей малого и среднего бизнеса, по развитию и продвижению зеленых технологий в Кыргызстане,
  • более 10 проектных заявок от участников тренингов, заинтересованных использования возможностей Программы Финансирования устойчивой энергии в Кыргызстане (KyrSEFF),
  • содействие созданию более 2 ассоциаций местного бизнеса, сформированных стихийно после проведения тренингов (Базар-Коргонский, Кочкорский районы), по целевым направлениям (тепличный бизнес),
  • и в целом повышение осведомленности граждан, представителей ОГО, государственных органов и бизнеса по зеленым технологиям и зеленой экономике в медиа, социальных сетях.

​ Более подробно с результатами можно ознакомиться здесь:

http://unison.kg/ru/content/zelenaya-ekonomika-osnova-ustoychivogo">Зеленая экономика – основа устойчивого развития Кыргызстана
http://unison.kg/ru/content/o-zelenyh-tehnologiyah-selskomu-biznesu">О зеленых технологиях – сельскому бизнесу

«Исследование потенциала энергоэффективности Базар-Коргонского района»

В рамках проекта опрошены 48 домохозяйств, поставщики энергосберегающих технологий и представители местных банков (Kompanion BankKyrgyz Investment and Credit Bank (KICB)Банк Бай Тушум и FINCA Bank Kyrgyzstan) на предмет знаний о современных энергосберегающих технологиях, энергетических потребностях сёл, типах зданий, перечне доступных технологий для обеспечения энергоэффективности.

Основной целью проведения технико-экономического исследования является оценка существующего потенциала пилотного района для выработки рекомендаций по дальнейшему энергоэффективному развитию.

 

«Повышение энергоэффективности в образовательных учреждениях Кыргызской Республики»

Инициатор и основной исполнитель: Юнисон Групп

При финансовой поддержке: Агентство США по международному развитию (USAID)

Описание:  Теплоснабжение зданий в Кыргызской Республике сталкивается с рядом барьеров и проблем, снижающим качество предоставляемого тепла и услуг конечным потребителям, особенно в малых городах. В целом, жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется нерациональным расходованием газа, воды и тепловой энергии, использованием неэффективных с точки зрения экономии энергоресурсов, проектов зданий и сооружений, строительных материалов и конструкций. 

Поэтапно процедура обеспечения этих объектов углем выглядит следующим образом:

  • директора школы или их завхозы подают заявку на закупку угля, не учитывая марку угля и тип печи. 
  • закупка и обеспечение угля осуществляется тендерными комиссиями айыльных округов. Причем, членами тендерных комиссий назначаются учителя, врачи, работники айылного округа и др., которые не обладают знаниями о топочных устройствах, даже имеющихся в их зданиях, об угле и т.д.
  • объявляется тендер на закупку угля, с универсальными тендерными документами, которые не учитывают разность установленных котлов.  Тендерные документы должны учитывать все возможности  эффективного отопления зданий учреждений с учетом требуемого качества и соответствующего котлам
  • тендер выигрывает уголь той компании, который предоставил самую низкую цену. 

В общем итоге это приводит к тому, что по вине комиссии заготавливается топливо, не пригодное для использования. Такая общая картина наблюдается везде, и повторяется каждый год. Поэтому есть необходимость обеспечения правильной информацией представителей айыльного округа, школы, социальных объектов о типах отопительных устройств, о видах топлива.

Другими факторами, которые также влияют на качество теплоснабжения, являются:

  • котлы и системы отопления;
  • cпециалисты-кочегары и др.

На каждом элементе цепочки можно наблюдать массу неучтенных и создающих проблем моментов, решение которых могло бы улучшить снабжение теплом этих учреждений. Также, немаловажным моментом является измерение количества топлива, поступившего на объект, и регулирование объемами сжигаемого топлива

Результаты:

Рис.1. Сводные результаты по проведенным семинарам

 

Рис.2. Районы, где были проведены семинары.

 

О проекте веб-сервисах:

 

«Yшүбө/Будь в тепле, Кыргызстан!»

«Защита прав потребителей электроэнергии - укрепление потенциала и развитие сторон»

 

Инициатор и основной исполнитель: «Юнисон Групп»

При финансовой поддержке: Представительство Организации «Christian Aid» в  ЦА «Act Сentral Asia»

Описание:  Сложные отношения между потребителями и поставщиками, отстутствие достоверной информации у населения в сфере электроэнергетических услуг стало одной из основных причин к увеличению общего напряжения в стране в 2010 году. Тогда со стороны гражданского общества ( «Юнисон Групп») в 2011 году был предложен механизм Общественных центров по защите прав потребителей электроэнергии в целью создания площадки и ведения конструктивного диалога между заинтересованными сторонами.

Так, в 2010 году в рамках программы "Добросоветсное управление" «Юнисон Групп» были cформированы и открыты пилотные Общественные центры по защите прав потребителей энергии  - ОЦ ЗППЭ в г.Каракол на базе ИФ ООСЗН им.Л.Фомовой. Результаты работы общественных центров показали актуальность и необходимость ОЦ ЗППЭ.

Сегодня Сеть общественных центров Защиты прав потребителей электроэнергии – добровольное объединение организаций гражданского общества, работающих по широкому спектру вопросов электроснабжения на местах.

Миссия ОЦ ЗППЭ: Устойчивое и инновационное развитие правовой грамотности потребителей электроэнергии для прогрессивного и взаимовыгодного сотрудничества с энергораспределяющими компаниями.

Методы работы ОЦ ЗППЭ:

  • Оказание консультационной и экспертной помощи потребителям электроэнергии для защиты их прав и развития навыков и знаний по применению правовых основ;
  • Сотрудничество с электроэнергетическими распределительными компаниями, ОГО и органами МСУ для эффективной совместной взаимовыгодной работы;
  • Открытие и организация деятельности общественных приемных , центров для улучшения ситуации потребителей электроэнергии. 
«Оценка системы распределения электроэнергии (ОСРЭ, англ. EDIT)»

Инициатор и основной исполнитель: Юнисон Групп

При финансовой поддержке: Агентство США по международному развитию (USAID)

Описание:  Качество обслуживания населения является важным аспектом обеспечения доступа к электроэнергии. Перебои в электроснабжении и скачки напряжения негативно влияют на качество жизни и производственные показатели, приводя к тому, что более богатые домашние хозяйства и предприятия обращаются к использованию автономных источников энергии, например дизельных генераторов, в то время как бедные вынуждены получать электроэнергию не качественную или в недостаточом объеме.

В феврале - марте 2013 года Юнисон Групп провел количественное и качественное исследование с рабочей группой экспертов гражданского общества Кыргызстана по методологии "Оценка системы распределения электроэнергии" (ОСРЭ, англ. EDIT), предложенной Программой «Инициатива по управлению электроснабжением (EGI)». Этот инструментарий был разработан с участием Всемирного института ресурсов (Вашингтон, США) и Прайяс Энержи Групп (Пуна, Индия) для усиления участия гражданского общества и групп потребителей в понимании проблем и вызовов, связанных с электроснабжением и позволяющий им быть информированными и вовлеченными во взаимодействие с поставщиками электроэнергии, государственными и другими релевантными организациями, тем самым внося вклад в улучшении качества услуг для потребителей электроэнергии. 

 Результаты:

  • Проведенно социалогическое исследование в феврале – марте 2013 года
  • Всего было опрошено 1800 респондентов в возрасте 18 лет и старше выборка была сформирована по данным Национального Статистического Комитета
  • Также опрошены 60 сотрудников МСУ и энергокомпаний разного уровня
  • Исследование проводилось во всех семи областях Кыргызстана и г. Бишкек; 
  • Опрошены представители городского и сельского населения в каждом регионе страны.
  • Проведены 4 фокус группы
  • По резлультатам и выводам опубликована книга “Система распределения и потребления электроэнергии Кыргызстан: анализ и оценка управления” 

Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться по ссылке: http://energy.unison.kg/sites/default/files/an_report_ru.pdf

«Повышение прозрачности на рынке угля на юге Кыргызстана»

Инициатор и основной исполнитель: «Юнисон Групп»

При финансовой поддержкеАгентство США по международному развитию (USAID)

Описание:  Сезонное увеличение цены на уголь на юге, где добывается большая её часть стало причиной возмущений и обсуждений на разных уровнях. Данная отрасль в регионе функционировала стихийно и наблюдались сезонные колебания цен. При этом официальные госструктуры как антимонопольный комитет не смог регулировало цены в пользу потребителей и основных поставщиков. Также не было данных какие месторождения функционируют. С повышением цен на уголь и на другие энергоресурсы отсутсвтие прозрачности в отрасли стала актуальной темой для  большинства потребителей угля. .

Результаты:

  •  Впервые начато проведение регулярного мониторинга цен одновременно во всех районных точках продажи угля
  •  Организован пресс-тур для 20 журналистов и СМИ. Все участники отразили реальную картину в этой отрасли через статьи, видеосьемки и радиопередачи.
  •  Проведено исследование качества угля всех месторождений учеными Интститута Природных ресурсов в г. Ош.
  •  Организованы и проведены 2 круглых стола в регионе с участием поставщиков, регулирующих госструктур, ОГО и международных организаций.
  •  Благодаря инициативе проекта начали функционировать мониторинговые процессы внутри министерства экономики по вопросам регулирования монополистов.
  •  Создана диалоговая площадка для обсуждения коррупции (нарушении в покупке угля для ТЭЦ Бишкек) в отрасли
  •  Подготовлен проект стратегии комплексного развития угольной отрасли.
  •  Подготовлены и опубликованы аналитическая справка, карта рынка, месторождений и качества угля

​ Более подробно с результатами можно ознакомиться по ссылке: http://energy.unison.kg/sites/default/files/an_report_ru.pdf

«Обеспечение электроэнергией села Новопокровка»

  

 

Инициатор и основной исполнитель: ОО «Элсен», Центр защиты прав потребителей электроэнергии (ОЦ ЗППЭ) г.Кант и Чуйской области

При финансовой поддержке: Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства международного развития Великобритании (DFID) через Программу по совместному управлению, реализуемую Ист-Вест Менеджмент Институтом (EWMI).

Описание проблемы: 498 домохозяйствах новостройки села Новопокровка Логвиненковского айыл окмоту Чуйской области в течении трех лет проживали без доступа к электроэнергии и других благ цивилизации. Отсутствие взаимодействия между уровнями государственной и местной власти, отсутствие финансовых возможностей и пробелы в законодательстве, а также в самой системе обеспечения электроэнергией в нормативно-правовых актах вызывало высокую степень недовольства со стороны граждан.

Неоднократные встречи с семьями, проживающими в этой новостройке, а также деятельность и изучение ситуации в рамках защиты прав потребителей электроэнергии показали, что проблема доступа к электроэнергии в новостройках республики одна из самых актуальных в секторе энергетики.

Результаты проекта:

  • Совместными усилиями местных жителей и при поддержке местной власти устанавливаются 203 опоры
  • Проложены электрораспределительные сети
  • Инициативная группа, прошедшая обучение по эдвокаси, изучив правовые  методы защиты своих прав, сегодня совсем иначе смотрит на проблему и видит ее решение в совместных действиях власти, как местной, так и центральной, и жителей.
  • Из инициативной группы выросло общественное объединение  "Демилгелуу Аракет"
  • Созданы условия для эффективного диалога сторон включая  АО, рай- и обладминистрацию, энергокомпании, депутаты ЖК, ОГО и сами жители новостройки.
  • Выпущена аналитическая справка на основе анализа НПА по электроснабжению новостроек Кыргызстана с участием экспертов сети ОЦ ЗППЭ.
  • Исследования и рекомендации стали основой для продвижения законадательной инициативы депутатской группы, который находится на уровне 2-го чтения.
  • Проект способствовал подписанию меморандума о сотрудничестве по электроснабжению новостроек между ОАО “Северэлектро”, Чуйской обладминстрацией и Минэнергопром http://www.tushtuk.kg/society/7451/
  • При поддержке Чуйской областной государственной администрации организован  круглый стол «Доступ к электроэнергии: эксперты и органы государственной и местной власти в интересах сообщества».
  • Новостройка частично обеспечена электроэнергией и процесс подключения к электроснабжению продолжается. 

О проекте в СМИ: http://cso-central.asia/dostup-k-elektrichestvu-v-novostrojkax-issyk-atinskogo-rajona/